Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
" Детский сад № 3 ТЕРЕМОК"  комбинированного вида"
 
Среда, 15.08.2018, 14:31
Приветствую Вас, Гость

 

Здоровый образ жизни в семье: случайность или система?

 

Сейчас люди стали больше заботиться о своем здоровье, понимая, что это – одна из немногих ценностей, которые нельзя купить и очень сложно (а иногда и невозможно) восстановить. Многие люди стали более внимательно относиться к образу жизни своих детей.

Когда  в нашем саду «Теремок» началась «Неделя здоровья», я, как родитель, задумалась, а что собственно такое здоровый образ жизни и достаточно ли он присутствует в нашей семье?

Для ответа на первый вопрос, читаем энциклопедию: «Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Также можно сказать, что здоровый образ жизни — это распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья. Занятия физкультурой — одна из основных составляющих здорового образа жизни. 

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья».

Из разнообразных статей научно-популярных  журналов и интернета, удалось выяснить, что здоровый образ жизни в семье, если речь идет о дошкольниках, складывается из следующих моментов:

1.                Дети должны знать, как устроен наш организм, части тела, чем больной человек отличается от здорового. Для чего принимаются лекарства и когда. Взрослые своим примером и пояснениями учат детей всем гигиеническим навыкам: мытье рук, чистка зубов, соблюдение режима дня.

2.                Особое внимание уделяем питанию. Как правильно кушать, какими приборами, почему надо мыть фрукты и овощи и т.п.

3.                Важно научить ребенка основам безопасности: улица – переходы – транспорт, соблюдение правил безопасности при занятиях спортом: коньки, санки и т.п. Ребенок должен знать, что делать, если случаются травмы или другие непредвиденные ситуации.

Здоровый образ жизни в семье формирует у детей хорошую привычку заботиться о своем здоровье.

Но стремление к здоровому образу жизни в семье родителей похвально, но оно не должно быть навязчивым. Поэтому в понятие здоровый образ жизни семьи, как обязательное условие должна входить комфортная психологическая обстановка для всех членов семьи.

Например, вы взяли себе за правило проводить выходные дни на природе. Очень хорошо. Но … это должно быть удовольствием для всех, а не «обязаловкой». Если вы будете в приказном порядке заставлять своего сына/дочку ехать с вами, здоровья ему/ей это не прибавит. Скорее наоборот ребенок просто заболеет к выходным.

Самым лучшим способом воспитания детей всегда был пример родителей. Здоровый образ жизни в семье начинается именно со здорового образа жизни родителей и со здорового психологического климата. Выдающийся советский и российский психолог, врач-психотерапевт Владимир Леви отмечал: «Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, не просто напрасно теряет время, но очень жестоко рискует».

Я целиком и полностью согласна со знаменитым психологом, по-моему, здоровый образ жизни не обязательно должен сводиться к повседневному выполнению своду правил и процедур, а должен проявляться прежде всего в «мелочах» жизни.

Например, мои дети, глядя на родителей, чистят зубы утром и вечером, каждый день одевают чистую одежду, обязательно дома завтракают и ужинают в будни, а перед сном принимают душ. Все это они уже привыкли выполнять сами, это уже вошло в привычку. 

И просветительская деятельность ведется как бы «между прочим», мой старший сын очень любит читать, и мы обязательно вместе читаем статьи о пользе тех или иных продуктах, о содержащихся в них витаминах, а когда садимся за стол, рассказываем о том, почему это полезно младшим детям. Поэтому, наверно мои дети не пьют газировку, не едят чипсы, жвачки, и фастфуд. Им просто не вкусно. 

Как известно дети дошкольного и младшего школьного образа очень подвижны, и одна из задач родителей  - удовлетворить потребность ребенка в движении. Для этого рекомендуется ежедневные прогулки, подвижные игры, игры с мячом. Понимая это, мы не только стараемся гулять каждодневно, но и установили дома детский спортивный уголок со шведской стенкой, кольцами, канатом, турником, качелями, приобрели детский батут, ортопедический коврик для профилактики плоскостопия. Мальчики с удовольствием ходят по «волшебной дорожке».

К сожалению, по моим наблюдениям, наши дети не умеют играть и не знают подвижных игр нашего детства, за исключением, быть может «вышибал». Гуляя с ребятами во дворе, я стараюсь заинтересовать их этими играми: «выше ноги от земли», «тише едешь, дальше будешь», «штандер», «третий лишний» и другие. Ведь в этих играх развиваются такие качества, как быстрота, ловкость, развитие глазомера, умение действовать в команде, умение слушать ведущего, умение действовать по правилам. А развитие этих умений пригодятся не только в детском саду, но и в школе. 

Мне кажется, очень важна именно совместная деятельность ребенка и взрослого, к сожалению, очень часто приходится наблюдать, как мамы сидят на лавочке, беседуя о своем, а дети играют «сами по себе». А родителям и в голову не приходит научить малышей новой игре, пускай не только своих, но и чужих, что бы все играли, что бы всем было весело. Не модно, что ли…

А ведь дети с таким удовольствием вместе с бабушкой стоят ледяную горку, а вместе с дедушкой снежную крепость, вместе с папой занимаются с гантелями, а мамой играют во множество интересных игр. И когда мы все вместе, мы чувствуем -мы одна семья!

 

Конечно, и в нашей семье бывают детские болезни, и бывают житейские трудности, но главное – мы стараемся в меру своих сил.

А закончить свои измышления, мне хотелось бы притчей: Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу: - «Что у меня в руках: живое или не живое?». Если он скажет: «Не живое.», я выпущу ее. Если он скажет: «Живое.», я ее задавлю, и он будет неправ».

Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое?». «Все в твоих руках!» - ответил мудрец».

 

Мама троих мальчиков –Асонова Е.В.