Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
" Детский сад № 3 ТЕРЕМОК"  комбинированного вида"
 
Среда, 15.08.2018, 14:31
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Советы учителя-логопеда

                        Советы родителям

                        АВТОМАТИЗАЦИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ

1. Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Л].

                        ла-лы-ло-лу                   ла-лы-лы-лы
                        лы-ло-лу-ла                   лы-ла-ла-ла
                        ло-лу-ла-лы                   ло-лу-лу-лу
                        лу-ла-лы-ло                   лу-ло-ло-ло

           

2. Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л].

Лада, лак, лама, Лана, лавка, лайка, ласты, ласточка, ландыш.

Была, вела, дела, жила, зола, мала, пила, скала, спала, булавка, палатка.

Бегала, видела, дула, обидела, одела, писала, просила, резала, сидела, тянула, устала, хотела.

        

3. Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л].

         Лыжи, лыжник, лыжница, лыжный, лысина, лысый.

         Булыжник, волы, столы, улыбка, малыш.

Белый, вилы, вялый, каналы, каникулы, малыши, пчёлы.

Лоб, лов, ловко, лодка, ложка, лом, лошадь.

Болото, колодец, колонка, поломка, голодный, холодный.

Лужа, лук, луковица, лунный, лунка, лучше, лучший, Луша.

Луна, лужайка, лукошко, голубь, голубцы, голубой, палуба.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В  СЛОГАХ
СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ

1. Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Л].

             бла-бло-блу              кла-кло-клу            шла-шло-шлу
             вла-вло-влу              пла-пло-плу            хла-хло-хлу
             гла-гло-глу               сла-сло-слу             блы-глы-злы
             зла-зло-злу               фла-фло-флу           клы-плы-слы

2. Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л].

Блок, блузка, благодарить, глазки, глобус, глупость, глупый, гладкий, гладить, зло, злой, злость, клад, кладовка, Клава, класс, классный, пласт, пластик, пластмасса, пластилин, плавать, пловец, плот, плут, плутовка, слабый, Слава, сладкий, слог, слух, слушать, послушный, флаг, флажок, флот, флоксы, хлопок, хлопать, хлыст, шла, пришла.

Светло, текло, стекло, тепло.

 

3. Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Л].

Мила сидела на лавке. Лада купила ландыши. Лана пила молоко. Володя нёс холодную воду. Луша сажала луковицы в лунки. У Славы юла. Лыжники идут по лыжне. Мама готовила голубцы. Лошадь увязла в болоте. Клава ушибла локоть. На халате вышиты ласточки.

 

4. Выучить потешки, отработав произношение звука [Л].

                   Лапа, лампа, булава -
                             Вот со звуком [Л] слова.
                             Лодка, лужа, лыжи, слава.
                             Из вулкана льётся лава.

                   Без огня, в пустой печи
                             Пекла Луша калачи.

                   Мила в лодке плыла,
                             «Кока-колу» пила,
                              Колокольчик вышивала.
                             - Ла-ла-ла, - напевала.

 

5. Выучить стихотворение, отработав произношение звука [Л].

                     …яблоко! Оно
                               Соку спелого полно,
                               Так свежо и так душисто,
                               Так румяно, золотисто!
                                                         А. Пушкин

6. Отгадать и выучить загадки, отработав произношение звука [Л] в словах.

                Стоит копна, спереди вилы, сзади метла.
                                                                                  (Корова)

                Кто зимой холодной
                          Ходит злой, голодный?
                                                       (Волк)

7. Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Л].

ЯБЛОКО

Мила принесла спелые яблоки и положила на стол. Одно яблоко скатилось со стола и упало на пол. Кошка стала катать яблоко. Мила подняла яблоко, а кошке дала клубок.

 

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ

1. Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Л].

                           ал-ыл-ел                      ял-ил-ёл
                                     ыл-ел-ал                      ил-ёл-ял
                                     ел-ал-ыл                      ёл-ял-ил

2. Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л].

Бал, вал, вокзал, галка, дал, жал, жалко, зал, залп, мал, металл, мочалка, палка, писал, спал, скучал, стучал, фиалка.

Паял.

Был, бутылка, выл, жил, забыл, завыл, мыл, мылся, ныл, рыл, стыл, шил.

Бил, вил, вилка, вился, водил, возил, косил, мил, Нил, носил, носилки, пилка, поилка, силки, таил, тащил.

Вол, волк, гол, зол, кол, колкий, мол, молния, пол, полк, полный, стол, холл, холить, холка, холм, футбол.

3. Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л].

Вёл, козёл, котёл, мёл, метёлка, пчёлка, посёлок, новосёл, осёл, шёл, шёлк, щёлкать.

Белка, мел, мелко, мелкий, пел, сопел, сидел, успел, хотел, шипел.

Обул, вынул, выгнул, дунул, согнул, скинул, стул, окунул, плюнул, топнул, шепнул, щипнул.

 

4. Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Л].

Волк увидел белку. Михаил вымыл бокал. Павел починил стул. На балконе – фиалки. Слава подмёл пол метёлкой. У Аллы скакалка. Кирилл налил воду в поилку. Вова любит футбол. Витя положил халву на стол. Дима разбил бутылку.

 

5. Выучить потешки, отработав произношение звука [Л].

Иголка, иголка,                  Петя был мал,                У ёлки
Ты тонка и колка.              Он мяту мял.                  Иголки колки.

 

6. Отгадать и выучить загадку, отработав произношение звука [Л] в словах.

                                      Ползун ползёт,
                                                Иголки везёт.
                                                                 (Ёж)

 

 7. Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Л].

ВОЛОДИНА ШУТКА

Николай шёл в школу. За ним бежал пёс Лоцман и тащил в зубах сумку. Увидел это Володя и захотел подшутить над Николаем. Он подошёл к Лоцману и дал ему косточку. Лоцман взял косточку, а сумку оставил. Володя подумал: «Вот Николай удивится, когда увидит в зубах Лоцмана косточку вместо сумки».

8. Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Л].

САМ ВИНОВАТ

Шёл Павел в клуб и увидел собаку на цепи. Павел стал пугать собаку палкой. Собака залаяла на Павла и стала кидаться на него, но цепь не пускала собаку, и она не доставала Павла. Тогда Павел осмелел и подошёл поближе. Собака изловчилась и схватила Павла за штанину. Павел испугался и заплакал. Тут подошёл хозяин собаки, отогнал её и сказал: «Сам виноват, не обижай животных».

9. Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Л].

ВКУСНЫЕ БУЛОЧКИ

Мама испекла к полднику булочки с повидлом и ушла за молоком. Володя был голодный, а булочки вкусно пахли. Володя подвинул стул к столу и заглянул под белое полотенце. Булочек было много. Володя взял одну булочку и съел её. Булочка была вкусной. Володя взял ещё одну булочку, потом ещё. Когда появилась мама, под полотенцем лежала последняя булочка.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л’]

1. Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Л’].

     ли-ле-ля-лю-лё                           ля-лю-лё-ли-ле
     ле-ля-лю-лё-ли                           лю-лё-ли-ле-ля

 

2. Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л’].

Ляля, лямка.

Болят, велят, делянка, коляска, полянка, солянка.

Белят, пилят, солят, неделя, Оля, Валя, Галя, Коля, Поля, Толя, Уля, Филя.

Клякса, пляска, слякоть, тля, хлястик, шляпа.

Лида, Лиза, липа, Лина, лист, листик, лифт.

Алина, Галина, долина, калина, малина, Полина, улитка.

Лимон, лимонад, листок, лицо, улица, палица, били, вили, ныли, пили.

3. Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л’].

Блин, влить, глина, длинный, злить, клин, сливы, сливки.

Лебедь, лев, левый, лейка, лента, лес, лесенка.

Билет, жалеть, колено, телега.

Левкой, ледокол, ледоход, лежать, лежанка, летать.

Валенки, колесо, маленький.

Блеск, бледный, клетка, плеск.

Лёгкий, лёд, лёжа, лён.

 

4. Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л’].

Далёкий, зелёный, колёса, пелёнка, селёдка, уголёк, мотылёк, самолёт, цыплёнок.

Взлёт, клён, плёнка, плётка, шлёпать.

Люба, Люда, люди, лютик, лютый, люстра.

Велю, делю, колю, мелю, пилю, полю, шалю.

Любимый, любой, любоваться, полюс.

5. Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л’].

Клюв, клюква, клюнуть, ключ, клюшка, хлюпать.

Даль, жаль, медаль, педаль, сталь, шаль.

Мальчик, пальчик, пальма.

Пальто.

Паяльник, рояль.

Быль, крылья, костыль, пыль, мыльный.

Пыльца, рыльце.

6. Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л’].

Будильник, гильза, килька, сильный, шпилька.

Боль, моль, роль, соль, фасоль.

Пульс, пулька.

Тюль, вестибюль, июль.

Тюльпан.

Ель, мель, метель, постель, сельдь.

Дельфин.

6. Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Л’].

Лида и Лена сидели под липой. Алина и Люда пили лимонад. Над калиной вились мотыльки. Полина любит малину со сливками. Коля и Валя мыли лестницу. Лев сидит в клетке. Люба поливает лилии. Толя любуется лебедем. У калитки – тополь. Оля и Уля обули валенки. На листке левкоя – маленькая улитка.

 

8. Выучить потешки, отработав произношение звука [Л’].

                           Липа, лейка, клей, малина.
                           Я лимон леплю из глины.
                           Люк, альбом, лиса, калина.
                           Лина лепит апельсины.

                           Люли, люли, люлюшки,
                           Прилетели гулюшки.
                           Гули, гули, гулюшки
                           Сели возле люлюшки.

                           Летели две птички,
                           Собой невелички.

9. Отработав произношение звука [Л’] в словах, проговаривать скороговорку.

Летели лебеди с лебедятами.

10. Выучить стихотворение, отработав произношение звука [Л’].

                        На полянке на зелёной
                        Посидели мы под клёном,
                        Пошалили, почитали,
                        А потом читать устали,
                        Взяли лютиков букет,
                        Побежали на обед.

11. Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Л’].

ЛЯЛЯ

Ляля маленькая. Она лежит в пелёнках. Лиза и Лида катали Лялю в коляске, а потом поставили коляску под клён. Они отгоняли от Ляли мотыльков. Пусть маленькая Ляля спит.

12. Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Л’].

АЛЁНА И ПОЛЯ

Алёна и Поля ходили в поликлинику к окулисту. Потом они гуляли на поляне у поликлиники и плели венки из лютиков. После они зашли в магазин и купили хлеб, вафли, сливки и лимоны.


Категория: Мои статьи | Добавил: Теремок (01.10.2013)
Просмотров: 1020 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: